Работа по гранту в 2019 году

В 2019 году предполагается создание электронного экспертно-аналитического ресурса – тезауруса ключевых понятий и концептов дискурса социокультурных угроз и его компаративного расширения для сравнительного анализа русских и англоязычных когнитивных моделей концептуализации угроз.

Научные результаты, сопутствующие созданию основного продукта и подготовительные работы, значимые для завершающего этапа проекта:

- выявление, анализ, типология базовых когнитивных единиц, репрезентирующих угрозы; составление тезауруса;

- анализ полисемантических единиц, изучение когнитивных механизмов разрешения полисемии как ресурса для нахождения скрытых манифестаций угрозы;

- разработка пользовательских инструментов как аналитического приложения по работе с тезаурусом;

- выявление текстов, содержащих реализации/репрезентации концептуальных метафор с высоким аксиологическим потенциалом; анализ источниковых доменов концептуальных метафор данного типа;

- сравнительный анализ социокультурных концептов для включения их в компаративную часть тезауруса (на русскоязычном и англоязычном материале);

- анализ нарративных стратегий русского литературно-художественного дискурса (в его соотносительности с дискурсом историографическим), репрезентирующего социокультурные угрозы и варианты их предупреждения или преодоления;

- разработка стимульного материала объёмом не менее 10 000 словоупотреблений; разработка и апробация методик автоматической или автоматизированной разметки стимульного материала с привязкой ко времени по выбранному инвентарю семантических категорий; разметка стимульного материала по избранному набору семантических и синтаксических категорий;

- исследование и типология концептуализации социокультурных угроз с учетом исторических вызовов ХХ-XXI вв. (революции, мировые войны, локальные конфликты, глобализация), повлекших ментальные трансформации на национальном уровне и на уровне отдельных социальных групп;

- проведение мониторинга мнений различных социальных и возрастных групп о социокультурных угрозах, актуальных для современного общества.

По итогам второго этапа планируется опубликовать не менее 17 статей, индексируемых в Web of Science или Scopus, а также в ряде публикаций в изданиях, индексируемых в РИНЦ и входящих в список ВАК.


23.05.2019

В РГГУ на базе Научно-образовательного центра когнитивных программ и технологий прошло юбилейное, ДВАДЦАТОЕ заседание междисциплинарного научно-методологического семинара по проекту «Когнитивные механизмы и дискурсивные стратегии преодоления социокультурных угроз в исторической динамике: мультидисциплинарное исследование», финансируемого грантом Российского научного фонда. 
Д.Е. Орлов представил собравшимся прототип электронного тезауруса социокультурных угроз. Некоторые фрагменты тезауруса были также представлены с гиперссылками, при переходе по которым становятся доступными тексты, репрезентирующие угрозы, и их метаданные. Было подчеркнуто, что главная тезауруса – сделать созданный ранее корпус текстов доступным для использования заинтересованными экспертами. В ходе обсуждения было высказано множество предложений по усовершенствованию и дополнению древовидного образа Тезауруса, использованию программного обеспечения/компьютерной программы для построения тезауруса, а также возможному преобразованию структуры тезауруса в другие форматы, например, «облака». 
Е.Ю. Сокрута выступила с докладом об анализе англоязычного новостного дискурса, результаты которого должны стать основой компаративного расширения создаваемого тезауруса социокультурных угроз. 
Н.М. Великая выступила с сообщением о состоянии работ по мониторингу общественного мнения. Методология мониторинга в целом уже разработана. Каждая из ранее выявленных в ходе исследования угроз будет представлена в опроснике, конечная задача которого – ранжировать наиболее значимые по мнению общества угрозы, а также сопоставить полученные результаты с мнениями экспертов. 

29.04.2019

Лекция Заботкиной Веры Ивановны в Университете Центрального Ланкашира (Велкобритания)

3 апреля в Университете Центрального Ланкашира, с целью популяризации проекта «Когнитивные механизмы и дискурсивные стратегии преодоления социокультурных угроз в исторической динамике: мультидисциплинарное исследование», состоялась открытая лекция проф, д-р.филол.н., проректора по международному сотрудничеству РГГУ, директора НОЦ КПиТ Заботкиной Веры Ивановны на тему «How to get to grips with the changes in the conceptual worldviews of Russian and English cultures».

Лекция была посвящена изменениям в русской и английской концептуальных картинах мира и отражению этих изменений в лексике двух языков. В рамках выступления проф. Заботкиной было рассмотрено, то как меняется знание о социальных / культурных практиках, хранящихся в ментальных моделях, и как это отражается на изменении словарного запаса. В лекции особое внимание было посвящено современным вызовам, особенно в сфере киберпространства (phishing, spear phishing и др.). В своей работе Вера Ивановна применяет когнитивно-коммуникативный подход к изучению динамики понятийных и лексических систем английского и русского языков. 

  



25.04.2019 

На базе Научно-образовательного центра когнитивных программ и технологий РГГУ прошло очередное заседание междисциплинарного научно-методологического семинара по проекту «Когнитивные механизмы и дискурсивные стратегии преодоления социокультурных угроз в исторической динамике: мультидисциплинарное исследование», финансируемого грантом Российского научного фонда. В качестве почетного гостя в семинаре принял участие президент Международной ассоциации когнитивных исследований (МАКИ), ведущий научный сотрудник Курчатовского комплекса НБИКС-технологий НИЦ «Курчатовский институт» Вадим Леонидович Ушаков.

Первая часть насыщенной программы семинара была посвящена работе по нейролингвистическому анализу и картографированию системы понятий носителей русского языка в координатах головного мозга. Руководитель нейропсихологической группы проекта член-корреспондент РАН Б.М. Величковский представил первые результаты работы с новым материалом, включающим три блока текстов: технические описания (пользовательские инструкции), природные зарисовки и личностные (автобиографические) зарисовки.

А.А. Котов рассказал о возможных подходах работы с еще одним типом стимульного материалом – текстами об эмоционально значимых событиях российской истории, содержащими угрозы потери идентичности. Был согласован порядок работы с привлечением испытуемых. Приглашенный цчастник семинара) а Вадим Леонидович Ушаков рассказал о взаимодействии возглавляемой им Международной ассоциации когнитивных исследований с Ассоциацией искусственного интеллекта, а также о планах провести в 2020 году первый всероссийский национальный конгресс по искусственному интеллекту и нейросетям. В рамках конгресса планируется проведение Школы для молодых ученых, включающей обзорные лекции, постерные сессии и секционные заседания. Вадим Леонидович также рассказал об исследованиях мозговой активности, проводимых в Курчатовском институте, методологические результаты которых могут быть использованы в проекте:

Во второй части семинара руководитель нарратологической группы В.И. Тюпа рассказал о ходе работы по составлению разметки художественных текстов с комментариями. Он отметил сложность работы с художественными текстами, так как в таких текстах угроза как бы растекается по всему тексту, а также указал на необходимость особого внимания к изучению угроз самоидентичности личностного «я» в мире и истории, поскольку они являются наиболее тонкими и неочевидными и представляют особую сложность для исследователя. Были представлены и обсуждены уже выполненные участниками научного коллектива конкретные примеры разметки художественных текстов. В частности, А.В. Корчинский выступил с докладом о принципах разметки художественного текста на примере романа Ф.М. Достоевского «Бесы». Им было выделено четыре слоя разметки:

- первый «слой» разметки: исторические термины и понятия (слова и словосочетания), их образные эквиваленты, характерные для идиостиля писателя, символы, аллюзии, сюжетные мотивы. Этот «слой» разметки коррелирует с Тезаурусом;

- второй «слой» разметки: модальности репрезентации угроз;

- третий «слой» разметки: структура фрейма угроз и нарративная структура романа;

- четвертый «слой» разметки: модальности угроз.

Ф.В. Николаи и О.В. Воробьева озвучили вопросы проблемы, возникающие при разметке историографических текстов, и отметили, что для разметки каждого типа текстов необходимо разработать отдельную схему. Таким образом общий корпус угроз будет разделен в ходе работы на несколько подкорпусов по типу дискурса и, возможно, историческому периоду создания текстов. Была подчеркнута необходимость четкого обоснования (мотивирующей части) каждого подкорпуса и каждой «ветки» создаваемого понятийного тезауруса.


17.04.2019

Участие участников гранта в 6-й междисциплинарной научной конференции по социальным наукам и искусству SGEM 2019

С 11 по 14 апреля в Вене, Австрия проходила 6-я междисциплинарная научная конференция по социальным наукам и искусству SGEM 2019. В конференции приняла участие ведущий научный сотрудник НОЦ КПиТ РГГУ, доктор наук Позднякова Е.М. Она выступила с докладом «Cognitive criteria for text entry arrangement in Russian-language  THREAT-corpus», подготовленном при участии д.ф.н., профессора В.И.Заботкиной. Исследование представлено  в рамках гранта  РНФ 17-78-30029.  



28.03.2019 

В РГГУ на базе Научно-образовательного центра когнитивных программ и технологий прошло очередное заседание междисциплинарного научно-методологического семинара по проекту «Когнитивные механизмы и дискурсивные стратегии преодоления социокультурных угроз в исторической динамике: мультидисциплинарное исследование», финансируемого грантом Российского научного фонда.

О.В. Воробьева и Ф.В. Николаи представили от имени группы, работающей с историографическими текстами, свой вариант таксономии социокультурных угроз, который прелагается использовать в работе над составлением тезауруса.

Руководитель нарратологической группы В.И. Тюпа предложил разбор одного из типов угрозы идентичности - диффузии идентичности. Он подчеркнул, что социокультурная угроза не рассматривается в его подходе как «сумма» социальных и культурных угроз, а ее специфика заключается в определении пациенса: пациенсом социальной угрозы является, по мнению докладчика, некоторый социум и каждый его член как функциональная единица данного социума; пациенс культурной угрозы – культурная жизнь некоторого общества и каждый участник этой жизни; пациенс же социокультурной угрозы – внутренний мир субъекта общественной жизни. Сама общественная жизнь, ее социальные и культурные институции могут в равной степени оказываться агенсами, пациенсами и контрагенсами такой угрозы. Выступившая в дискуссии Е.Ю. Сокрута уточнила, как подобных подход может быть использован в анализе новостного дискурса и предложила с помощью парсера выявлять актуальные угрозы и сопоставлять их с современной литературой, а также с текстами прошедших эпох. 

22.03.2019

Проректор по международному сотрудничеству Вера Ивановна Заботкина рассказала о работе Школы молодых ученых

В рамках проекта РНФ №17-78-30029 «Когнитивные механизмы и дискурсивные стратегии преодоления социокультурных угроз в исторической динамике: мультидисциплинарное исследование», реализуемого при поддержке мегагранта Российского научного фонда в лаборатории мирового уровня, созданной на базе Научно-образовательного центра когнитивных программ и технологий (НОЦ КПиТ) РГГУ, 20-21 марта прошла Третья школа молодых ученых. Об основных направлениях работы Школы рассказала проректор по международному сотрудничеству, директор НОЦ КПиТ РГГУ, руководитель данного проекта Вера Ивановна Заботкина.

Главная задача школы молодого ученого – обсудить новые способы концептуализации основных вызовов и угроз 21 века, а также выявить когнитивные механизмы противодействия им. Современная наука, как известно, должна отвечать требованиям четырех М. Она должна быть междисциплинарна, международна, межсекторальна (иметь связь с другими секторами экономики) и межпоколенна (обеспечивать связь между поколениями). Данная Школа как раз отвечает всем этим четырем М, в том числе межпоколенности, потому что обмен идеями между опытными мировыми звездами в области когнитивных исследований и молодежью - это и есть основная компонента межпоколенного пространства. Напоминаю, что в работе Школы приняли участие ведущие российские и иностранные специалисты из Ирландии, Франции, Великобритании, Венгрии и Германии, и это тоже о многом говорит.

Географическое разнообразие участников Школы также очень впечатляет: в этом году приезжали ребята не только из Москвы, но и из Тюмени, Нижнего Новгорода (Нижегородский государственный университет им. Добролюбова, Нижнего Тагила (Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт). Одна из участниц, Анастасия Грошева, приехала вместе со своим научным руководителем, что опять же подчеркивает связь поколений. Идет перелив информации, циркуляция мозгов в современной науке по всем направлениям: между дисциплинами, между государствами и между поколениями. В свое время Антон Чехов сказал: “Наука по своей сути интернациональна, международна, ибо нет национальной таблицы умножения”. И мы сегодня видим подтверждение этому.

«Школа молодого ученого открылась 20 марта лекционным блоком - мастер-классами ведущих российских и зарубежных ученых. Первой перед молодыми учеными выступила Татьяна Владимировна Черниговская, доктор биологических наук, доктор филологических наук и член Совета по науке и образованию при Президенте Российской Федерации. Татьяна Владимировна выступила с докладом на тему “Человек в цифровом мире: Homoconfusus”, где она говорила о вызовах и угрозах современного общества в киберпространстве.

Особого внимания заслуживает лекция Бориса Митрофановича Величковского, доктора психологических наук, члена-корреспондента Российской академии наук, главного научного сотрудника НОЦ КПиТ РГГУ, заместителя руководителя Курчатовского комплекса НБИКС-технологий. Его доклад был посвящен соотношению значения и смысла в нейрокогнитивных исследованиях. Междисциплинарные аспекты в целом позволяют определить различные подходы к одной и той же проблеме.

Большое впечатление на молодых участников произвело выступление Константина Владимировича Анохина “Когнитивная революция III: почему она будет о когнитоме и гуманитарном знании”. Речь шла о том, каким образом гуманитарное знание может дать ответы на вызовы современного общества.

Среди лекционного блока можно также выделить доклад ведущего когнитивного лингвиста Франции Дидье Боттино, который говорил о том, как эпоха речевого воздействия взращивает антропоцентрический глобальный коллапс. Он рассмотрел возможность того, что язык способен стать угрозой, способен представлять опасность для мира современного человека.

Стоит также отметить выступление профессора Кенни Ковентри, ведущего когнитивного психолога Университета Восточной Англии. Он говорил о языке и визуальном мире, о том, каким вызовам подвергается коммуникация в процессе взаимодействия культур, и о том, какую роль здесь играет визуальный мир.

Еще один важный аспект лекционного блока — “Манипулирование в СМИ как когнитивная угроза”. С докладом на эту тему выступил Валерий Закиевич Демьянков, один из ведущих лингвистов-когнитологов России, доктор филологических наук, профессор, заведующий отделом теоретического и прикладного языкознания, заместитель директора Института языкознания РАН, заместитель председателя экспертного совета ВАК РФ по филологии и искусствоведению. Он проанализировал возможные варианты решения проблемы так называемых фейковых новостей.

Отдельный доклад был посвящен роли искусственного интеллекта в формировании ответа на актуальные социокультурные вызовы. Мастер-класс на эту тему провел ведущий исследователь искусственного интеллекта Томаш Гергей из Лаборатории когнитивных исследований (Будапешт).

Ваша покорная слуга выступила с докладом на тему «Социокультурные вызовы XXI века: ментальные модели и дискурс». Проблема социокультурных угроз и вызовов рассматривается с точки зрения когнитивной психологии, нейропсихологии, когнитивной лингвистики, когнитивной истории. В результате конвергенции всех вышеуказанных дисциплин мы стремимся получить интегрированное знание о данной проблеме. Когнитивная система социокультурных угроз представляет собой вербализованные концепты, которые могут быть представлены в виде дерева зависимостей, таксономии различных видов угроз, таких как потеря идентичности, дисфункциональность семьи, угроза безопасности, угроза благополучию и так далее.

Молодые ученые принимали активное участие в выступлениях и дискуссиях. После лекционного блока мастер-классов они приступили непосредственно к работе в своей группе, где обсуждали различные аспекты подходов к решению социокультурных вызовов современности. Модераторами выступали наши ученые, в том числе Елена Михайловна Позднякова, доктор филологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник НОЦ КПиТ РГГУ. 

По условиям нашего проекта, Школа молодого ученого должна проходить каждый год. Как указывалось выше, это уже третья Школа. Позвольте искренне поблагодарить всех, кто принимает участие в этом проекте, в организации и проведении Школы!».

Ведущий научный сотрудник Образовательного центра когнитивных программ и технологий РГГУ Елена Михайловна Позднякова также поделилась впечатлениями от работы в Школе молодого ученого:

«Я была модератором одной из секций, которая проходила во второй день Школы. Выступали бакалавры, магистры, аспиранты, в основном, представители гуманитарных наук. Доклады охватывали достаточно разнообразную тематику, поэтому было любопытно и самим участникам, и нам как модераторам познакомиться с идеями и позициями молодых ученых. Одним из наиболее глубоких оказался доклад студента Института экономики, управления и права РГГУ Артема Потапова «Нерациональное отношение к риску в современной культуре как тормоз экономического развития»: проблема была проанализирована очень серьезно и вызвала большой интерес. Также успехом пользовался доклад аспиранта РГГУ Александра Юрина «Эмиграция в Германию: от понятий к новым формам эмигрантских ассоциаций». Были представители других вузов, в частности, от Московского государственного института международных отношений выступала аспирант Татьяна Фомина с докладом “Дисфемизация как когнитивный инструмент лингвополитической игры XXI века (на примере дискурса Дональда Трампа)”. Интересным оказался и доклад магистранта Ирины Овод “Концептуальные метафоры преодоления угроз XXI века в речах американских президентов”. Это, пожалуй, самые яркие примеры, при том, что каждый из докладов вызывал внимание слушателей. В отличие от “взрослых” и во многом формальных конференций, здесь молодые ученые чрезвычайно активно вовлекались в обсуждения, несмотря на разнообразие тем.

Участие в Школе даёт молодым ученым очень многое, потому что  магистрантов и студентов не часто приглашают на столь масштабный лекционный курс. Здесь было собрано большое количество знаменитых имен, и при этом молодые ученые оказались соучастниками процесса представления самого глубокого и широкого уровня исследований. С одной стороны, они представили собственные наработки, с другой стороны, те лекции, которые они прослушали в первый день, сами по себе уже послужили мотивацией к проведению дальнейших исследований. Налицо преемственность научных знаний между старшим и младшим поколениями исследователей. Подобный стимул в начале исследовательского пути мне кажется очень полезным».

21.03.2019

20-21 марта 2019 года в РГГУ состоялась Международная конференция «Гуманитарное знание и ответы на вызовы XXI века: когнитивно-дискурсивные стратегии»

20 марта в РГГУ начала работу Международная конференция «Гуманитарное знание и ответы на вызовы XXI века: когнитивно-дискурсивные стратегии», организованная Научно-образовательным центром когнитивных программ и технологий. Цель конференции - разработка исследовательского инструментария и научных моделей анализа вызовов современного мира, возникающих в социокультурной сфере.


На конференции обсуждалась роль наук когнитивного цикла в исследовании когнитивных механизмов социального взаимодействия акторов в различных ситуациях связанных с социокультурными вызововами, а также в процессе  формирования ответа на них.




Основные направления работы конференции:

- формирование интегрированного знания о социокультурных вызовах XXI века и способах реагирования на них с позиции когнитивной психологии, когнитивной лингвистики, философии, когнитивной истории, антропологии, искусственного интеллекта и нейронаук;

 - когнитивное  моделирование вызовов в социокультурной сфере современного общества;

- проблема изучения  концептосферы«социокультурные вызовы»;

- концепт «преодоление» с позиции когнитивной лингвистики;

 - нарративные сценарии ключевых вызовов и ответа на них на материале дискурсивных практик русского языка в XXI веке;

- репрезентация социокультурных вызовов и способов ответа на них  в исторической  динамике; трансформация ключевых концептов в аспекте основных исторических вызовов XX – XXI веков;

- коммуникативные стратегии предупреждения и реагирования на основные вызовы в российской истории и современности;

- концептуализация и вербализация реальных и возможных  вызовов  обществу,  его социокультурной стабильности  с привлечением  различных типов дискурсов и текстов;

- вклад нейронаук в исследование проблемы реакции индивидуума на социокультурные вызовы;

- роль социологических исследований и их результатов для интерпретации и анализа как социокультурных вызовов, так и реакции социума на них. 



В работе конференции прининяли участие ведущие специалисты в области когнитивных исследований России и Европы. С докладами выступили Черниговская Татьяна Владимировна, д-р биол. наук, проф., член-корреспондент Российской академии образования (РАО), зав. кафедрой проблем конвергенции естественных и гуманитарных наук, зав. Лабораторией когнитивных исследований СПбГУ;Заботкина Вера Ивановна, д-р филол. наук, проф., директор НОЦ КПиТ, проректор по международному сотрудничеству РГГУ; Эрнст Пёппель, д-р, проф., руководитель Центра гуманитарных исследований Мюнхенского университета Людвига-Максимилиана, почетный доктор РГГУ, (ФРГ);  Борис Митрофанович Величковский, д-р психол. наук, чл.-кор. РАН; заместитель руководителя Курчатовского комплекса НБИКС-технологий, НИЦ «Курчатовский институт»,  ведущий научный сотрудник Центра когнитивных программ и технологий РГГУ; Анохин Константин Владимирович, НИЦ "Курчатовский институт", МГУ имени М.В.Ломоносова, НИИ нормальной физиологии им. П.К.Анохина, Москва;   Гергей Томаш,  проф., д-р (Ph.D. по кибернетике, D.Sc. по математике), почетный профессор Будапештского университета технологии и экономики, директор Лаборатории прикладной логики, Будапешт (Венгрия); Дидье Боттино, проф., лаборатория ICAR, Университет Люмьер Лион 2 (Франция) и др.




Всего в конференции приняло участие более 70 человек, из Германии, Ирландии, Франции, Великобритании, Венгрии, Белоруссии и России. 


13.03.2019 

В РГГУ на базе Научно-образовательного центра когнитивных программ и технологий прошло заседание междисциплинарного научно-методологического семинара по проекту «Когнитивные механизмы и дискурсивные стратегии преодоления социокультурных угроз в исторической динамике: мультидисциплинарное исследование», финансируемого грантом Российского научного фонда. Повестка дня была чрезвычайно насыщенной, было заслушано сразу три доклада членов научного коллектива:

1. Доклад Л.Е. Муравьевой “Риски и нарративы: изучение рисков с позиций Risk Studies и когнитивной нарратологии».

2. Доклад В.И. Заботкиной "Место тезауруса в системе "человек-язык-знание-реальность": междисциплинарный подход".

3. Доклад Д.Е. Орлова «Возможные подходы к созданию электронного тезауруса социокультурных угроз».

Л. Е. Муравьева рассказала о Risk Studies, представляющем собой современное междисциплинарное направление, объединяющее исследования социальных, экономических, точных наук и ставящее своей задачей комплексное изучение рисков в современном обществе. Несмотря на то, что различные теории риска развиваются с конца XIX века, комплексное изучение данного феномена в социокультурном аспекте берет свое начало в 1960-е годы. Основополагающими трудами для современных исследований в рамках Risk Studies являются работы 1980-х гг. У. Бека, посвященные понятию «общество риска», и изучение риска и культуры (М. Дуглас и А. Вилдавски). Особое внимание в современных исследованиях риска уделяется его дискурсивным — и, в частности, нарративным — формам репрезентации. В поисках ответа на вопрос, каким образом нарративы справляются с репрезентацией неопределенности и риска в современном обществе, исследователи все чаще заявляют о том, что риск не просто отражается в нарративах, но что сам нарратив становится необходимой и единственно возможной формой для социального конструирования риска. При этом одной из наиболее перспективных парадигм для изучения рисков становится когнитивная нарратология — дисциплина, изучающая когнитивные аспекты нарративных практик. В докладе были рассмотрены основные проблемы в рамках исследовательского направления Risk Studies и поставлены следующие вопросы: как нарративы справляются с репрезентацией неопределенности и риска? Как взаимодействуют категории нарративной интриги и неопределенности в новостном и литературном дискурсе? Какую роль играет коллективная / социальная память и ее ментальные репрезентации в конструировании нарративов о риске?

В качестве аналитической части был рассмотрен сюжет, основанный на «связанных новостях», и проанализировано построение неопределенности в нарративном дискурсе через ряд нарратологических категорий (нарративная интрига, нарративный этос, и т. д.).

Руководитель проекта В.И. Заботкина представила различные подходы к созданию тезаурусов, существующие сегодня в лингвистике. Было отмечено, что в ряде современных  концепций ставится акцент на когнитивной сущности тезауруса как системы знания, поэтому для изучения тезауруса привлекаются термины, понятия и модели, выработанные в рамках когнитивной парадигмы (концепт, фрейм, картина мира). С точки зрения эпистемологической деятельности человека тезаурусом можно признать особым образом организованную систему вербализованных концептов, которой человек не просто пользуется в процессе получения и продуцирования вербальной информации, то есть обмена знанием, но и которая в силу своей особой организации ориентирует человека в информационном пространстве. Ориентирование осуществляется за счет того, что человек не создает семантические связи между словами, а получает уже оформленную систему связей от предшествующих поколений. Эта система складывается в процессе постоянной вербальной коммуникации людей, и у человека не остается другого выбора, кроме как принять ее и жить в ней.

Было подчеркнуто, что в традиции создания тезаурусов исследования направлены, как правило, на анализ терминосистем определенных предметных областей, а не текстового материала; текст используется только как материал для извлечения единиц моделируемого тезауруса, но не как носитель знания, закрепленного в естественном языке. Альтернативный подход состоит в том, чтобы опираясь на анализ количественного и словарного состава серий устойчивых сочетаний слов в языковом тезаурусе, например, на материале текстов более ранней и более поздней эпохи, исследовать этапы развития языкового знания в масштабах социума и строить прогнозы о путях его изменения в будущем.

Д.Е.Орлов представил некоторые из возможных подходов к структуре электронного тезауруса социокультурных угроз с точки зрения практики создания информационно-аналитических ресурсов. В качестве опорных моментов создаваемого тезауруса были предложены:

- типы отношений между понятиями (явные/неявные);

- способы классификации (иерархическая/сетевая);

- способы связи понятий и индивидуальных метафор.

Все доклады вызвали большое количество вопросов и активно обсуждались участниками семинара. Особое внимание было уделено обсуждению понятий uncertainty, перспективам рассмотрения понятийной цепочки «неопределенность — риск — угроза». Члены научного коллектива пришли к мнению о необходимости создания модели изучаемой предметной области как основы тезауруса, а также важности определения прототипа для каждого из типов социокультурных угроз в конкретный исторический период.


25.02.2019


В РГГУ на базе Научно-образовательного центра когнитивных программ и технологий прошло очередное заседание междисциплинарного научно-методологического семинара по проекту «Когнитивные механизмы и дискурсивные стратегии преодоления социокультурных угроз в исторической динамике: мультидисциплинарное исследование», финансируемого грантом Российского научного фонда. 
И.О. Шайтанов выступил с докладом о принципах создания тезауруса социокультурных угроз. В ходе доклада также были представлены предложения по разработке и структуре тезауруса, предложены для обсуждения рабочим коллективом и утверждения руководителем проекта следующие рабочие задачи: 
Руководитель проекта В.И. Заботкина в своем выступлении напомнила собравщимся о том, что 20-21 марта 2019 года в рамках Международного форума «Гуманитарные чтения РГГУ-2019» состоится международная конференция «Гуманитарное знание  и ответы на вызовы XXI века: когнитивно-дискурсивные стратегии». Частью конференции будет Третья международная школа молодых ученых «Социокультурные вызовы XXI века и поиски ответов на них с позиции наук гуманитарного цикла». Работа Школы будет проходить в следующем формате: лекционный блок (мастер-классы) ведущих российских и зарубежных ученых, специалистов по теории, методологии и практическому изучению социокультурных угроз; презентации участников; практические занятия в группах под руководством модераторов. Перед членами научного коллектива был поставлен ряд технических задач, связанных с подготовкой Школы.  


16.01.2019



В РГГУ на базе Научно-образовательного центра когнитивных программ и технологий прошло первое в этом году, но уже пятнадцатое с начала реализации проекта заседание междисциплинарного научно-методологического семинара по проекту «Когнитивные механизмы и дискурсивные стратегии преодоления социокультурных угроз в исторической динамике: мультидисциплинарное исследование», финансируемого грантом Российского научного фонда. Заседание было посвящено анализу итогов работы на первом этапе реализации проекта и определению планов на второй этап. Руководитель проекта В.И. Заботкина рассказала о достигнутых в 2018 году результатах, представила поданный в Российский научный фонд отчет, подробно осветила достигнутые на данный момент показатели. Главным результатом этапа стало, как и планировалось, создание и наполнение THREAT-CORPUSа - тематического корпуса русскоязычных текстов XIX – XXI вв., репрезентирующих социокультурные угрозы (http://threatcorpus.org). На 2019 год планируется опубликовать не менее 17 статей в журналах, индексируемых международными базами данных SCOPUS и Web of Science; продолжить работы по наполнению Threat-корпуса и проведению на его основе научных исследований, провести 3-ю Школу для молодых ученых по тематике, а также подготовить контрастные тексты по проблематике проекта для проведения экспериментов по семантическому картированию мозга. Представить результаты проекта планируется на не менее чем 10 международных конференциях. Основным же результатом проекта в 2019 году должен стать Тезаурус социокультурных угроз и соответствующие пользовательские инструменты, обеспечивающие исследовательскую работу на его базе.


03.09.2019

В Научно-образовательном центре когнитивных программ и технологий прошло первое в новом учебном году заседание междисциплинарного научно-методологического семинара по проекту «Когнитивные механизмы и дискурсивные стратегии преодоления социокультурных угроз в исторической динамике: мультидисциплинарное исследование», финансируемому грантом Российского научного фонда. Руководитель проекта, директор НОЦ КПиТ В.И. Заботкина в своём вступительном слове отметила, что стартовал уже третий год реализации проекта, и пожелала собравшимся коллегам успешной работы. Основной темой заседания было изучение общественного мнения и материалов средств массовой информации по тематике социокультурных угроз.

Руководитель социологической группы Н.М. Великая сообщила, что опрос населения по проблемам социокультурных угроз за лето был успешно проведён в 10 регионах – субъектах Российской Федерации. Результаты опроса пока представлены в формате табличных баз данных (Excel) с одномерным распределением данных, а аналитическая работа будет проведена в ближайшие недели. В рамках экспертного опроса из запланированных 40 интервью уже проведено 36. Параллельно осуществляется контент-анализ российских СМИ. В ходе работы было выделено 13 «базовых» угроз (международная напряженность, политические конфликты, терроризм, миграция, рост цен, снижение заработной платы, безработица, коррупция, экологические проблемы и др.), каждая из которых подразумевает несколько «конкретных» угроз, коррелирующих с единицами Тезауруса социокультурных угроз, разработанного в ходе проекта. В соответствии с техническим заданием анализируются публикации 2012, 2015 и 2019 гг. Докладчица поделилась некоторыми предварительно сделанными наблюдениями: в частности, она подчеркнула, что первые три месяца 2015 г. были отмечены особенно высоким уровнем тревожности в текстах, в настоящее же время подача информации в СМИ, как правило, более нейтральна.

Е.Ю. Сокрута рассказала о проводимом ее группой  мониторинге  англоязычных СМИ. Она сообщила, что в исследовании в числе прочего оценивается эмоциональная нагрузка текстов, используются некоторые дополнительные приемы, которые связывают медийные сообщения с  цепочкой Тезауруса социокультурных угроз. На данный момент обработаны такие издания, как The Economist, The Guardian, The New York Times. Докладчица упомянула несколько угроз, по разным причинам не являющихся актуальными для российского общества, но часто фигурирующих в англоязычных текстах, например, «угрозу китайской экономики», «угрозу создания квантового компьютера» и другие нетривиальные риски.

И.О. Шайтанов выступил с кратким сообщением о ходе работы над компаративным расширением Тезауруса социокультурных угроз и отметил, что большой интерес представляет вопрос о том, насколько будет совпадать результат анализа англоязычных романов с итогами мониторинга англоязычных СМИ.



12.09.2019

В РГГУ на базе Научно-образовательного центра когнитивных программ и технологий прошло двадцать четвертое очередное заседание междисциплинарного научно-методологического семинара по проекту «Когнитивные механизмы и дискурсивные стратегии преодоления социокультурных угроз в исторической динамике: мультидисциплинарное исследование», финансируемому грантом Российского научного фонда.

Е.М. Луценко рассказала о ходе работ с текстами современных русскоязычных романов, включенных ранее в Корпус социокультурных угроз (threat corpus). В.И. Тюпа, руководитель группы нарратологов, сообщил о выполненной работе по разметке текстов классической русской литературы: на данный момент группой размечено более 20 крупных романов,  а также 77 рассказов А.П. Чехова с общей характеристикой манифестируемых в текстах социокультурных угроз. При разметке были созданы также предваряющие комментарии и уточняющие сноски. О.В. Воробьева сообщила о разметке 120 текстов, относящихся к трём историческим периодам - имперскому, советскому, постсоветскому. Тексты представляют собой исторические материалы или общественную публицистику.

Е.Ю. Сокрута выступила с сообщением о проводимом ею мониторинге англоязычных СМИ: в частности, о результатах предварительной обработки изданий New York Times, The Economist, The Guardian.

Собравшиеся обсудили предложенную Д.Е. Орловым концептуальную схему электронного информационно-аналитического ресурса, создаваемого в ходе проекта, а также проблемы, возникающие при объединении корпуса текстов и электронной версии тезауруса социокультурных угроз.




Print version