Когнитивно-психологические механизмы повышения профессиональных качеств специалистов нового типа в условиях модернизации России

15 сентября 2010 г. Министерство образования и науки РФ заключило с Российским государственным гуманитарным университетом госконтракт на выполнение научно-исследовательских работ в рамках федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы. Тема научно-исследовательских работ (НИР) - "Когнитивно-психологические механизмы повышения профессиональных качеств специалистов нового типа в условиях модернизации России".

Срок проведения работ: 15.09.2010 - 15.11.2012 гг. Номер госконтракта - № 14.740.11.0233.

Цель выполнения научно-исследовательских работ - изучение основных когнитивно-психологических механизмов повышения профессиональных качеств специалистов нового типа в условиях модернизации России. Фокус внимания исследовательского коллектива связан с описанием разноплановых когнитивных и эмоциональных факторов, способствующих повышению уровня их компетентности, достижению высоких результатов в той или иной профессиональной деятельности. Одним из значительных  результатов исследования, по ожиданиями экспертов, станет психологическая модель компетентности в областях с высоким уровнем неопределенности. Выполнение НИР должно обеспечивать достижение научных результатов мирового уровня, подготовку и закрепление в сфере науки и образования научных и научно-педагогических кадров, формирование эффективных и жизнеспособных научных коллективов. 

В работе предполагается использование современных экспериментальных методов и методик (фиксация движений глаз испытуемого, методов рассуждения вслух, осознаваемого и неосознаваемого прайминга, экспериментального индуцирования эмоциональных состояний и др.), а также адекватных задачам исследования методов представления и статистической обработки данных.

Решаемые задачи:

  1. Психологический анализ структуры компетентности представителей профессий с высоким уровнем неопределенности.
  2. Выявление и анализ когнитивных и эмоциональных факторов, влияющих на достижение профессиональных результатов высокого уровня, а также изучение взаимодействия названных факторов между собой.
  3. Разработка и апробация методов анализа психологической структуры и измерения сравнительной сложности профессиональных задач и проблем.
  4. Отработка методов измерения показателей эмоционального интеллекта, точности категоризации разнотипных объектов, использования эвристических стратегий при решении слабоструктурированных задач. 
  5. Формулировка рекомендаций по улучшению системы подготовки и оптимизации учебных программ.
  6. Внедрение полученных результатов в процесс обучения студентов, магистрантов и аспирантов, обучающихся в РГГУ.

Среди еще не решенных проблем в предметной области можно выделить целый ряд как содержательных, так и технических (методических) затруднений. Среди содержательных нужно отметить следующие:

  1. Какие когнитивные и эмоциональные факторы отличают специалистов от новичков в сфере профессий с высоким уровнем неопределенности. Эта проблема предполагает выявление ключевых направлений психологических изменений, которые происходят со специалистами по мере их профессионального развития, и объяснения их с точки зрения задействования тех или иных психологических механизмов. Данная проблема является центральной для настоящей исследовательской программы.
  2. Насколько предметно специфичной является профессиональная компетентность – может ли высокий уровень достижений в одной области быть перенесен на близкие профессиональные области; Эта проблема чрезвычайно важна, поскольку именно на основе положительного или отрицательного ответа на нее должны строиться программы обучения и подготовки специалистов высокой квалификации.

Среди методических проблем: отсутствие надежных средств измерения психологических факторов, влияющих на достижение высоких профессиональных результатов. Таких как, эмоциональный интеллект, категоризация разнотипных объектов, использование эвристических стратегий при решении слабоструктурированных задач.

На предварителльном этапе был проведен анализ состояния исследований в предметной области «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России». В ходе исследований было обнаружено значительное количество отличительных черт, которыми обладают эксперты по сравнению с новичками. К ним можно отнести: наличие четких схем предметных областей, связанных с проблемой или задачей, и классификацию проблемных ситуаций на основе этих сущностных и весьма обобщенных конструкций; знание слитых со схемой стратегий решения; владение специальными приемами преодоления сложных проблемных ситуаций. Экспериментально было показано, что эксперты более четко выделяют и описывают методы решения различных профессиональных проблем (M. Chi, R. Glaser, E. Rees, 1982), намного точнее предсказывают трудности, которые возникнут в ходе решения (A. Lesgold, S. Lajoie, 1991), более качественно отслеживают применение своих приемов по ходу решения (A.H. Schoenfeld, 1981) и многое другое.

Для более глубокого описания различий между экспертами и новичками при решении профессиональных задач и проблем были введены новые понятия, отражающие особенности мыслительного процесса. Одним их них было понятие схемы, которая управляет тем, как задача репрезентируется и становится доступной для понимания и оперирования (M.T.H. Chi, M., Bassok, M. Lewis, P. Reimann, R. Glaser, 1989; M.T.H. Сhi, P. Feltovich, R. Glaser, 1981), или понятие модели, как специального пространства, в котором строятся пробные решения (K.J. Holyoak, P. Thagard, 1989). В этом контексте изучались дополнительные по отношению к основному решению действия, например, спонтанное использование схем и диаграмм, указывающие, скорее, на поиск пространства для решения, чем направленных на его отыскание (J.H. Larkin et al., 1980). Выяснилось, что эксперты тратят больше времени на подготовку к решению и на освоение особенностей наличной проблемной ситуации, чем непосредственно на поиски ответа. В рамках такой подготовки можно выделить действия так называемого метакогнитивного уровня (A.L. Brown, 1980; J.H. Flavell, 1985) – в первую очередь, оценку эффективности и оптимальности собственных шагов. Например, было показано, что эксперты имеют большую чувствительность к обнаружению в своем решении ошибок, чем новички (S. Ohlsson, 1996; S. Ohlsson, E. Rees, 1991) и выстраивают по ходу решения специальные процедуры направленные на исправление сделанных ошибок (А.А. Котов, 2003).

Также были обнаружены существенные отличия экспертов и в эмоциональной сфере. Так, утверждается, что эмоциональный интеллект (ЭИ или EQ) крайне важен для успеха в юридических, медицинских, педагогических и инженерных профессиях (см.: Zeidner et al., 2001). Р. Купер и А. Саваф утверждают: "если интеллектуальной движущей силой в бизнесе ХХ в. был IQ, то в начале XXI в. это будет EQ" (Cooper, Sawaf, 1997, p. XXVII). Эта позиция подтверждается обзором практики психологической работы в крупных бизнес-организациях, который показал, что в четырех пятых из них используется понятие ЭИ (Zeidner, Matthews, Roberts, 2004). Во многом это объясняется желанием найти конструкт, связанный с той долей профессионального успеха, которая не объяснятся психометрическим интеллектом. Энтузиазм относительно ЭИ объясняется потребностью найти способности, которые кажутся необходимыми для эффективной профессиональной деятельности, требующей хорошей эмоциональной регуляции, эмпатии, управления мотивацией.

Таким образом, сложились вполне устойчивые направления исследований феномена экспертности в различных профессиональных сферах, получены разноплановые факты, характеризующие специфику данного феномена. Однако факторы, влияющие на развитие профессионализма, и психологические механизмы его осуществления остаются предметом острых дискуссий.

Так, существуют несколько разноплановых теорий, объясняющих описанные феномены. Самой известной из них выступает теория «чанков» Г. Саймона (W. Chase, H. Simon, 1973), которая описывает репрезентацию проблемных ситуаций профессионалом на языке составных элементов его опыта. Дополняющими ее в разных отношений выступает теория общих и специальных способностей (К.М. Гуревич, М.К. Акимова, 2006, 2008) и теория вторичных знаковых систем (В.Ф. Спиридонов, 2006 а,б). Названные теории описывают ряд психологических механизмов, обеспечивающих высокий уровень профессионализма.

Однако имеются обоснованные сомнения в том, что в названных работах выявлены хотя бы основные когнитивные факторы. Есть основания для скептицизма и по отношению к роли эмоционального интеллекта. Особенно по поводу того, что ЭИ более эффективен для профессиональных достижений (включая карьерный рост), чем традиционный психометрический интеллект. Недавний обзор литературы (Zeidner, Matthews, Roberts, 2004) позволил заключить, что опубликованные исследования по этой теме (а их удивительно мало) не дают оснований считать, что ЭИ предсказывает профессиональную успешность лучше, чем уже существующие методики на измерение способностей и личностных особенностей. Все это делает предлагаемое направление исследований весьма актуальным.

Аннотация работ, выполненных на 1 этапе

Аннотация работ, выполненных на 2 этапе

Аннотация работ, выполненных на 3 этапе

Аннотация работ, выполненных на 4 этапе

Аннотация работ, выполненных на 5 этапе


© RSUH 1996 - 2020. All rights reserved.